Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Общие экономические сведения

Выбранная Правительством области стратегия на интенсивное развитие территории доказала свою жизнеспособность и востребованность. Магаданская область сохраняет ранее занятые позиции в списке регионов с максимальной устойчивостью социально-экономического развития и политической стабильности. Второй год она находится в числе лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, организованного Национальным Рейтинговым Агентством. Причем, высокую инвестиционную привлекательность области определяют не только богатые природные ресурсы, но и благоприятный деловой климат, активизация работы по привлечению иностранных инвестиций, развитость механизмов государственно-частного партнерства. Магаданская область занимает пятое место в России и второе в Дальневосточном федеральном округе в рейтинге предпринимательской активности.

Индекс промышленного производства в 2017 году составил 106,3%, превысив общероссийский показатель на 5,3%. По добыче полезных ископаемых он достиг 107,0% - на 5% больше, чем в среднем по стране. В областной бюджет в 2017 году поступило 3,8 млрд. руб. от налога на добычу полезных ископаемых. По предварительным оценкам, на 2,7% вырос объем валового регионального продукта, составив 150,8 млрд. рублей. В пересчете на душу населения ВРП составил 1041,7 тыс. рублей (против 1006,6 тыс. руб. в 2016 году). В основной капитал в 2017 году инвестировали 44,2 млрд. рублей.

За год добыча золота увеличилась на 6,6% и достигла 33 тонны. По добыче золота Магаданская область лидирует среди субъектов ДФО, а в целом по Российской Федерации вышла на второе место после Красноярского края. Кроме этого, регион на протяжении ряда лет является бесспорным лидером в России по добыче серебра. В 2017 году область добыла 779,5 тонн серебра. 

Магаданская область — один из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам коренного золота. В ближайшей перспективе область планирует реализовать три новых якорных проекта в горной отрасли, три точки роста, направленные на диверсификацию экономики территории:

Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции. В границах Яно-Колымской золоторудной провинции разрабатываются россыпные месторождения. В ее состав входят 14 месторождений, из которых 9 находятся на территории Магаданской области. Это – Наталкинское, Павлик, Токичан, Игуменовское-Радионовское, Дегдекан, Верхний Хакчан, Олбот, Чумыш, Осадочный. На 01.01.2016 года добыча с этих месторождений составила 13,5 т золота (Ягоднинский, Сусуманский, Тенькинский и Хасынский городские округа). Ресурсный потенциал провинции 4750 тонн золота, причем 50% из них уже являются разведанными. В настоящее время осваиваются месторождения «Наталкинское» и «Павлик». На остальных месторождениях ведётся геологоразведка и уточняются запасы полезных ископаемых. Добыча золота из рудных месторождений Яно-Колымской провинции, расположенных на территории Магаданской области, в 2018 году может составить 25,0 тонн, в 2023 году - 60,0 тонн.

Освоение Южного Омолонского узла. Суммарные прогнозные ресурсы узла составляют 1990 млн. тонн руды и 756 млн. тонн железа, 650 млн. тонн коксующегося угля, 5,8 млн. меди, 6,9 млн. тонн свинца, 12,6 млн. тонн цинка, 940 тонн золота, 2,8 тыс.тонн серебра. По оценке специалистов, после проведения геологоразведочных работ и открытия месторождения добыча железорудного сырья в районе составит 8.5 млн. тонн. Освоение месторождений, расположенных в Южном Омолонском узле позволит ежегодно, начиная с 2025 года, добывать 16,7 тонн золота, 475 тонн серебра, 142,0 тыс. тонн меди, 8,5 млн. тонн железа, 4,5 тыс. цинка, что обеспечит годовой вклад в ВРП 9,6 млрд. руб., ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 1,0 млрд. руб., создаст рабочие места для более 2,5 тыс. граждан. Для привлечения инвесторов в развитие этих горных производств необходимо строительство транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственного и частного партнерства.

Освоение Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района и Ороекской металлогенической зоны позволит ежегодно добывать 5,5 тонн золота, 580 тонн серебра, 70 тыс. тонн меди, 70 тыс. цинка. При этом годовой вклад в ВРП составляет 34,9 млрд. руб., ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 5,7 млрд. руб. Дополнительно будет создано более 3 тыс. рабочих мест. Здесь планируется строительство Ороекского медеплавильного завода.

Для осуществления этого проекта планируется строительство дороги «Сеймчан-Глухариное» протяженностью 300 км. Эта автодорога позволит приступить к активному освоению Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района с ресурсным потенциалом золота более 300 т, а также Ороекской металлогенической зоны с ресурсным потенциалом меди более 11 млн. т, цинка 700 тыс. т, свинца 550 тыс. тонн.

Также планируется строительство Ороекского медеплавильного завода для переработки медных концентратов.

Второй по значимости и объемам производства отраслью в области является электроэнергетика.

На территории работают две ГЭС: Колымская и Усть-Среднеканская. Доля отрасли в ВРП – 8,6%. 

Основная выработка электроэнергии происходит на Колымской ГЭС, производящая 76,8% общего объема произведенной в регионе электрической энергии. Установленная мощность Колымской ГЭС составляет 900 МВт, при этом коэффициент использования установленной электрической мощности ГЭС составляет 21,1%.

В 2018 году запланирован ввод в эксплуатацию гидроагрегата № 3 Усть-Среднеканской ГЭС, что увеличит её мощность со 168 МВт до 310 МВт. В настоящее время Усть-Среднеканская ГЭС производит 15,6% общего объема произведенной в регионе электрической энергии. После проведения запланированной на 2021-2022 гг. замены временных рабочих колес гидроагрегатов № 1 и № 2 на постоянные, а также ввода гидроагрегата № 4 установленная мощность ГЭС составит 570 МВт. Запуск дополнительных агрегатов на Усть-Среднеканской ГЭС обеспечит область дополнительной энергией и даст толчок для дальнейшего развития горнодобывающей и других отраслей.

Мощностей данных ГЭС достаточно для полного обеспечения нужд области и экспорта электроэнергии в соседние субъекты: Республику Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.

Одна из перспектив развития электроэнергетики области – переход огневых котельных на электрокотлы индукционного типа, что позволит увеличить потребление электроэнергии и снизить цену на тепло- и энергоносители, уменьшить объем завозимого твердого топлива, снизить себестоимость производимых в регионе товаров, сократить количество вредных выбросов.

В целях развития электроэнергетики области в период до 2025 года предусмотрен ряд мероприятий по строительству ЛЭП с целью транспортировки электроэнергии к конечным потребителям, в т.ч. Баимскому ГОКу (Чукотский автономный округ) и к горнодобывающим предприятиям.

Рыбное хозяйство – одна из базовых отраслей области, продукция которой реализуется не только на внутреннем рынке России, но и поставляется на экспорт в США, Китай, Японию, Республику Корея. Основу потенциальных водных биоресурсов в зонах возможного промысла и наибольший удельный вес в уловах предприятий области занимает минтай, сельдь, треска, палтус, навага, камбала, лососевые. Из нерыбных объектами промысла являются крабы, креветки, трубач. Деятельность в рыбохозяйственном комплексе в 2017 году осуществляли 92 организации и индивидуальных предпринимателей, крупнейшими из них являются ООО «Тихрыбком»,
ООО «Магаданрыба», ООО «Маг-Си Интернешнл».

Вылов магаданских рыбаков составил 69,2 тыс. тонн – это на 10% больше уровня 2016 года (62,7 тыс. т).

Экспортные поставки из уловов в российских водах осуществляли 6 предприятий – в режиме экспорта реализовано 32,74 тыс. т, что составило 123% к уровню показателя 2016 года (28,2 тыс. т). Из уловов, добытых в исключительной экономической зоне иностранных государств реализовано 40,86 тыс. т или 82% от уровня 2016 года (47,65 тыс. т).

По данным УФНС по Магаданской области, предприятия рыбохозяйственного комплекса обеспечили поступление налогов, сборов и платежей в бюджетную систему Российской Федерации свыше 1 027,4 млн. рублей, что составило 110% к уровню 2016 года (858,2 млн. рублей), в том числе в бюджет Магаданской области – свыше 640 млн рублей, что составило 116% к уровню 2016 года (554,1 млн рублей).

Транспорт. Особенностью области является отсутствие железнодорожного сообщения. Вместе с тем, транспортной стратегией РФ до 2030 года и стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года предусмотрено строительство железной дороги федерального значения от Якутска (Нижний Бестях) до Магадана.

Главной транспортной артерией, обеспечивающей жизнедеятельность всего Северо-Восточного региона России, является федеральная автодорога «Колыма» с грунтовым покрытием общей протяженностью 2032 километра (на территории Магаданской области ее протяженность составляет 834 километра). Всего же общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения на территории Магаданской области составляет 1860 км.

Магадан имеет крупнейший на Северо-Востоке морской порт в бухте Нагаево с круглогодичной навигацией. Около 99% грузов в область и за ее пределы перевозятся морским транспортом. Речные порты на территории области отсутствуют.

Для региона особое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет перевозку пассажиров на дальние расстояния (в центральные районы страны) и в труднодоступные местности региона. Международный аэропорт «Магадан», один из крупнейших на Дальнем Востоке России, расположен в 56 километрах от города – в поселке Сокол. Несколько лет назад было построено здание международного терминала. Аэропорт способен принимать более 50 типов воздушных судов. В настоящее время продолжается его масштабная реконструкция. В 2000 году был введен в эксплуатацию новый центр управления полетами со сверхсовременным оборудованием. Равных этому комплексу в России не существует.

Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в местные и областной бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств.

Доля малого бизнеса в ВРП за 2016 год по оценке составляет 24,5%, в 2017 году доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общих поступлениях, составила 21,3%, доля среднесписочной численности работников, занятых в сфере МСП, в общей численности занятого населения региона, составляет 22,4%.          

По сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства УФНС России по состоянию на 10 января 2018 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Магаданской области составляет 7 298, из них: 23 средние предприятия, 275 малые предприятия, 2135 микропредприятия, и 4865 индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников -  19057 человек.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2017 году составил 77,7 млрд. рублей, из них:

  • средние – 24,5 млрд. руб.,
  • малые – 34,4 млрд. руб.,
  • микропредприятия – 18,8 млрд. рублей.

Отгружено товаров, работ услуг субъектами МСП на сумму 53,5 млрд. рублей, из них:

  • средние – 19,9 млрд. рублей,
  • малые – 22,9 млрд. рублей,
  • микропредприятия – 10,7 млрд. рублей.

Большая часть оборота малых предприятий в 2017 году приходилась на торговлю (35,8%), транспорт и связь (11,3%), обрабатывающие производства (4,9%), строительство (4,9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (0,8%).

Инвестиции в основной капитал малых (с учетом микропредприятий) увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 10,8% и, составили 931,0 млн. рублей.

Созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Магаданской области способствует реализация мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы» (далее – Подпрограмма).

В 2017 году объем финансирования мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» (далее – Подпрограмма) составил 27,0 млн. руб. (в том числе 6,9 млн. рублей субсидии из федерального бюджета). Субсидии из федерального бюджета были предоставлены на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленной на оказание консультационной поддержки.

В 2017 году мерами поддержки воспользовались 600 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них:

  • «прямую» финансовую поддержку из средств областного бюджета получили 50 субъектов МСП на сумму 14,6 млн. рублей (в том числе 22 субъектам МСП на сумму 6,3 млн. рублей в рамках муниципальных программ развития предпринимательства);
  • за счет средств федерального бюджета было направлено 5,2 млн. рублей на организацию Фондом развития предпринимательства Магаданской области предоставления бесплатной консультационной поддержки различной направленности, мерами воспользовалось 542 субъекта малого и среднего предпринимательства;

Фондом предоставлены гарантии (поручительства) по договорным обязательствам 8 субъектов МСП на сумму 39,2 млн. рублей.

Подпрограммой предусмотрено предоставление государственной преференции в виде передачи автобусов субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договоры по результатам конкурсов на право осуществления межмуниципальных автобусных маршрутных перевозок пассажиров по социально-значимым маршрутам, на условиях аренды, с предоставлением льгот по арендной плате в размере 10% от установленной величины арендной платы.

Автобусы включены в Перечень государственного имущества Магаданской области, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области от 23.01.2014 г. № 26-пп.

Передача в аренду указанных транспортных средств осуществляется МОГБУ «Автобаза Правительства Магаданской области». Договора аренды автобусов заключены с ООО «АТП «Снежное».

На постоянной основе ведется работа по информированию субъектов МСП о программе стимулирования кредитования субъектов МСП «6.5» АО «Корпорация «МСП», а также работа по выявлению проектов субъектов МСП с привлечением совместных гарантий и поручительств Фонда развития предпринимательства и АО «Корпорация «МСП».

Взаимодействие органов исполнительной власти Магаданской области, Фонда развития предпринимательства  с   АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и субъектов МСП Магаданской области позволило в 4 квартале 2017 года направить 21 приоритетный  проект субъектов МСП, требующих привлечения финансирования с использованием кредитно-гарантийной поддержки АО  «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк, по 1 проекту Корпорацией принято положительное решение для оказания финансово-гарантийной поддержки в сумме 7,4 млн. рублей.

Для продвижения предпринимательского опыта и предпринимательской инициативы среди целевых аудиторий, в АО «Корпорация «МСП» направлена информация по 2 лучшим практикам и историям успеха предпринимателей, занятых в сфере малого бизнеса в регионе.

В  2017 году на территории региона НО «Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства» 11 мероприятий по обучению субъектов малого и среднего предпринимательства по программам, разработанным АО «Корпорация МСП», в которых приняли участие 145 человек (в т. ч. организации, индивидуальные предприниматели и физические лица), проведено 4 тренинга по модулю «Бизнес-эксперт» (на семинарах присутствовало 52 чел.),  4 тренинга по модулю «Финансовая поддержка» (55 участников), тренинг по модулю «Генерация бизнес-идеи» (15 чел.), тренинг по программе «Азбука предпринимательства» и  тренинг по программе «Школа предпринимательства» (10 чел.).

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Магаданской области проведено 20 консультационных семинаров для предпринимателей совместно с ФНС и 3 заседания оперативного штаба по внедрению новых моделей контрольно-кассовой техники (ККТ).

В целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») по дополнительным (специальным) мерам поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе на 2017-2018 г. г. в 2017 году проведена работа:

  • создано удаленное рабочее место АО «МСП БАНК» в целях кредитования субъектов МСП, осваивающих    земельные участки в рамках проекта «Дальневосточный гектар»;
  • на официальном сайте минэкономразвития Магаданской области размещено объявление и информация о кредитных продуктах   АО «МСП БАНК»;
  • заключены соглашения о сотрудничестве   между Правительством Магаданской области и АО «МСП Банк», между Фондом развития предпринимательства и АО «МСП Банк»;
  • проведено 4 обучающих семинара по вопросам участия субъектов МСП региона в закупках крупнейших заказчиков;
  • в адрес АО «Корпорация «МСП» направлен перечень субъектов МСП – потенциальных производителей (поставщиков) товаров, работ, услуг в соответствии с указанной номенклатурой;
  • в целях оказания имущественной поддержки субъектам МСП в течение текущего года были дополнены Перечни государственного и муниципального имущества на 11%;
  • перечень федерального имущества в целях предоставления субъектам МСП дополнен 3 объектами недвижимости.

В 2017 году проведено 72 мероприятия с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Магаданской области, представителей бизнес-сообществ (заседания проектных офисов, форумы, конференции, круглые столы, заседания Совета по предпринимательству, Совета по улучшению инвестиционного климата, обучающие семинары, тренинги, консультационные семинары).

В целях освещения проблем и возможностей развития малого бизнеса и предпринимательства Магаданской области в новых экономических условиях в период с 15 по 17 ноября 2017 года при поддержке Правительства Магаданской области и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялся I межрегиональный Форум для предпринимателей «Большие возможности малого бизнеса». В работе Форума участвовали более 300 человек: субъекты малого и среднего предпринимательства, студенты учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, молодые предприниматели, представители молодежных общественных организаций, иных категорий молодежи, представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, руководители предприятий и организаций, а также иные граждане.

В рамках мероприятий Форума прошел круглый стол «Развитие молодежного предпринимательства в Магаданской области». Модератором выступила генеральный директор АНО «Центр стратегических проектов, член Молодежной общественной палаты России Елена Годовых. О своем опыте и перспективах бизнеса рассказали эксперт Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей, ЦОКа «Бизнес против коррупции» и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора, руководитель проектов Управления регионального развития Союза Ворлдскиллс Россия Александр Резниченко, молодые предприниматели.

На круглом столе на тему доступности финансовых ресурсов для бизнеса была представлена презентация результатов исследования проблем финансовой грамотности российского малого и среднего бизнеса. Анализ провела Торгово-промышленная палата РФ. Бизнес-тренер, профессиональный коуч ICF Алексей Коробков провел для магаданских предпринимателей тренинги «Развитие управленческих компетенций» и «Секреты успешных переговоров».

В целях создания условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно ведется работа по привлечению резидентов в инновационный бизнес-инкубатор. В настоящее время в качестве резидентов привлечено 5 субъектов МСП.

Одним из факторов, повышающих инвестиционную привлекательность региона, является Особая экономическая зона. 23 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», который предусматривает продление срока действия Особой экономической зоны в Магаданской области до 2025 года, а также переходные положения сроком на 6 лет для участников ОЭЗ, зарегистрированных в реестре до 31 декабря 2014 года.

23 ноября 2015 г. Президентом Российской Федерации подписан закон № 321-ФЗ, устанавливающий налоговый режим для организаций – участников Особой экономической зоны в Магаданской области.

Особый правовой режим хозяйственной деятельности предполагает действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны и особого налогового режима. В соответствии с льготным таможенным режимом иностранные товары ввозятся, размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Данное положение не распространяется на подакцизные товары. На остальной территории Магаданской области, за пределами границ ОЭЗ, импортные товары могут использоваться для собственных производственных нужд. Под собственными производственными нуждами понимается добыча полезных ископаемых, производство, строительство, оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Дальнейшее развитие деятельности Особой экономической зоны в Магаданской области позволит развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру на Дальнем Востоке, создаст условия для развития бизнеса, а также повысит инвестиционную привлекательность Дальневосточного региона в целом.

Режим Особой экономической зоны направлен не только на поддержку отдельных крупных промышленных инвестиционных проектов, но и на развитие сферы услуг, строительства, торговли, социальной сферы, ограничение роста цен. На настоящий момент это единственный действующий механизм, позволяющий создать правовое пространство для развития всех отраслей экономики региона в комплексе, приблизить условия их хозяйствования к среднероссийским, компенсировать высокие транспортные и энергетические издержки, повысить уровень и качество жизни населения.

Дата публикации: 21.06.2018 09:22


Развернуть Свернуть