Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Общие экономические сведения

Выбранная Правительством области стратегия на интенсивное развитие территории доказала свою жизнеспособность и востребованность. Магаданская область сохраняет ранее занятые позиции в списке регионов с максимальной устойчивостью социально-экономического развития и политической стабильности. Второй год она находится в числе лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, организованного Национальным Рейтинговым Агентством. Причем, высокую инвестиционную привлекательность области определяют не только богатые природные ресурсы, но и благоприятный деловой климат, активизация работы по привлечению иностранных инвестиций, развитость механизмов государственно-частного партнерства. Магаданская область занимает пятое место в России и второе в Дальневосточном федеральном округе в рейтинге предпринимательской активности. 

Индекс промышленного производства в 2015 году составил 106,5%, превысив общероссийский показатель на 9,9%. По добыче полезных ископаемых он достиг 107,8% - на 7,5% больше, чем в среднем по стране. В областной бюджет в 2015 году поступило 3,1 млрд.руб. от налога на добычу полезных ископаемых, что выше поступлений 2014 года на 962,2 млн.руб. По предварительным оценкам, на 6,2% вырос объем валового регионального продукта, составив 104,2 млрд.рублей. В пересчете на душу населения ВРП составил 712 тыс.рублей (против 657 тыс.руб. в 2014 году). В основной капитал в 2015 году инвестировали 55 млрд. рублей.

На 1,7% увеличилась добыча золота. Колыма заняла прочные позиции в пятерке лидеров, добыв 24,5 тонны драгоценного металла. На 17,3% выросла добыча серебра. Регион стал бесспорным лидером в России по добыче серебра, добыв его в 2015 году 1127,5 тонн.  

Магаданская область — один из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам коренного золота. В ближайшей перспективе область планирует реализовать три новых якорных проекта в горной отрасли, три точки роста, направленные на диверсификацию экономики территории:

  • Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции. В границах Яно-Колымской золоторудной провинции разрабатываются россыпные месторождения. В ее состав входят 14 месторождений, из которых 9 находятся на территории Магаданской области. Это – Наталкинское, Павлик, Токичан, Игуменовское-Радионовское, Дегдекан, Верхний Хакчан, Олбот, Чумыш, Осадочный. На 01.01.2016 года добыча с этих месторождений составила 13,5 т золота (Ягоднинский, Сусуманский, Тенькинский и Хасынский городские округа). Ресурсный потенциал провинции 4750 тонн золота, причем 50% из них уже являются разведанными. В настоящее время осваиваются месторождения «Наталкинское» и «Павлик». На остальных месторождениях ведётся геологоразведка и уточняются запасы полезных ископаемых. Добыча золота из рудных месторождений Яно-Колымской провинции, расположенных на территории Магаданской области, в 2018 году может составить 25,0 тонн, в 2023 году - 60,0 тонн.
  • Освоение Южного Омолонского узла. Суммарные прогнозные ресурсы узла составляют 1990 млн. тонн руды и 756 млн. тонн железа, 650 млн. тонн коксующегося угля, 5,8 млн. меди, 6,9 млн. тонн свинца, 12,6 млн. тонн цинка, 940 тонн золота, 2,8 тыс.тонн серебра. По оценке специалистов, после проведения геологоразведочных работ и открытия месторождения добыча железорудного сырья в районе составит 8.5 млн. тонн. Освоение месторождений, расположенных в Южном Омолонском узле позволит ежегодно, начиная с 2025 года, добывать 16,7 тонн золота, 475 тонн серебра, 142,0 тыс. тонн меди, 8,5 млн. тонн железа, 4,5 тыс. цинка, что обеспечит годовой вклад в ВРП 9,6 млрд. руб., ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 1,0 млрд. руб., создаст рабочие места для более 2,5 тыс. граждан. Для привлечения инвесторов в развитие этих горных производств необходимо строительство транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственного и частного партнерства.
  • Освоение Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района и Ороекской металлогенической зоны позволит ежегодно добывать 5,5 тонн золота, 580 тонн серебра, 70 тыс. тонн меди, 70 тыс. цинка. При этом годовой вклад в ВРП составляет 34,9 млрд. руб., ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 5,7 млрд. руб. Дополнительно будет создано более 3 тыс. рабочих мест. Здесь планируется строительство Ороекского медеплавильного завода.
  • Для осуществления этого проекта планируется строительство дороги «Сеймчан-Глухариное» протяженностью 300 км. Эта автодорога позволит приступить к активному освоению Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района с ресурсным потенциалом золота более 300 т, а также Ороекской металлогенической зоны с ресурсным потенциалом меди более 11 млн. т, цинка 700 тыс. т, свинца 550 тыс. тонн.
  • Также планируется строительство Ороекского медеплавильного завода для переработки медных концентратов.

Электроэнергетика является второй по величине, после горнодобывающей, отраслью в промышленности Магаданской области.
установленной мощностью 900 МВт и 169 МВт, соответственно, и резервной дизельной электростанцией (ДЭС) – Магаданской ДЭС, установленной мощностью 21 МВт, - дизельными электростанциями Северо-Эвенского района, установленной мощностью 10,5 МВт, дизельными электростанциями поселков Талая, Атка Хасынского района (5,0 МВт), пос. Мадаун Тенькинского района (1,2 МВт), сел Тахтоямск, Ямск Ольского районов (2,2 МВт). Таким образом, уставленная мощность энергоисточников Магаданской энергосистемы составляет 1407,9 МВт.
В настоящее время потребности региона в электроэнергии обеспечивает автономная энергосистема, сформированная на базе Колымской ГЭС и Усть-Среднеканской ГЭС (первый агрегат), двух тепловых электростанций АО «Магаданэнерго» - Магаданской ТЭЦ и Аркагалинской ГРЭС, четырех предприятий электрических сетей, также принадлежащих АО «Магаданэнерго» и сетевых предприятий – оптовых потребителей-перепродавцов, крупнейшими из которых являются АО «Магаданэлектросеть» и МП «Магадантеплосеть». Одновременно передача электроэнергии осуществляется и по сетям муниципальных предприятий ЖКХ. Энергосистема Магаданской области является изолированной, не имеет связей с иными энергосистемами и не входит в единую энергосистему России. Генерацию и транспортировку электроэнергии на территории области осуществляет АО «Магаданэнерго», АО «Колымаэнерго» является основным ее производителем – 95% электроэнергии вырабатывается Колымской ГЭС. В области продолжается строительство Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 570 МВт, В 2013 году введена в действие 1 очередь станции установленной мощностью 168 МВт (два агрегата по 84 МВт). 
Исходя из потребности области в электроэнергии на перспективу, а также с учетом планируемого присоединения к энергосистеме Магаданской области Северо-Эвенского района, ввод на полную мощность Усть-Среднеканской ГЭС ожидается осуществить к 2025 году. 

Рыбное хозяйство – одна из базовых отраслей области, продукция которой реализуется не только на внутреннем рынке России, но и поставляется на экспорт в США, Китай, Японию, Республику Корея. Основу потенциальных водных биоресурсов в зонах возможного промысла и наибольший удельный вес в уловах предприятий области занимает минтай, сельдь, треска, палтус, навага, камбала, лососевые. Из нерыбных объектами промысла являются крабы, креветки, трубач. Деятельность в рыбохозяйственном комплексе в 2015 году осуществляли 92 организации и индивидуальных предпринимателей, в том числе 17 береговых перерабатывающих производств, крупнейшими из них являются ООО «Тихрыбком», ООО «Магаданрыба», ООО «Маг-Си Интернешнл». 
Значительное увеличение выручки в 2015 году позволило предприятиям инвестировать в развитие производства сумму, в 1,5 раза превышающие все вложения за период с 2009 по 2014 годы (948,96 млн. рублей). Основным направлением инвестирования в 2009-2013 годах было развитие и модернизация береговых перерабатывающих производств, в 2014 году – приобретение флота, ремонт и модернизация судовых и рыбоперерабатывающих мощностей. В 2015 году значительные средства вложены предприятиями в приобретение на аукционах долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

Транспорт. Особенностью области является отсутствие железнодорожного сообщения. Вместе с тем, транспортной стратегией РФ до 2030 года и стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года предусмотрено строительство железной дороги федерального значения от Якутска (Нижний Бестях) до Магадана.
Главной транспортной артерией, обеспечивающей жизнедеятельность всего Северо-Восточного региона России, является федеральная автодорога «Колыма» с грунтовым покрытием общей протяженностью 2032 километра (на территории Магаданской области ее протяженность составляет 834 километра). Всего же общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения на территории Магаданской области составляет 1860 км.
Магадан имеет крупнейший на Северо-Востоке морской порт в бухте Нагаево с круглогодичной навигацией. Около 99% грузов в область и за ее пределы перевозятся морским транспортом. Речные порты на территории области отсутствуют.
Для региона особое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет перевозку пассажиров на дальние расстояния (в центральные районы страны) и в труднодоступные местности региона. Международный аэропорт «Магадан», один из крупнейших на Дальнем Востоке России, расположен в 56 километрах от города – в поселке Сокол. Несколько лет назад было построено здание международного терминала. Аэропорт способен принимать более 50 типов воздушных судов. В настоящее время продолжается его масштабная реконструкция. В 2000 году был введен в эксплуатацию новый центр управления полетами со сверхсовременным оборудованием. Равных этому комплексу в России не существует.

Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в местные и областной бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств. Доля малого бизнеса в ВРП составляет 22,0%. Субъектами малого предпринимательства региона добывается 32% золота, 21% угля, производится 15% рыбной продукции, 85% колбасных изделий, 78% хлеба, 87% кондитерских изделий, 100% яиц, осуществляется 31% областного объема грузоперевозок и 38% от объема строительных работ.
Созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства способствует реализация мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы», государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы».
Финансовая поддержка этого сектора экономики осуществляется по двенадцати направлениям, в том числе: гранты начинающим предпринимателям и инновационным компаниям, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования, субсидирование уплаты первоначального взноса по договорам лизинга, предоставление гарантий при кредитовании, субсидирование выплат по лизинговым платежам и кредитным договорам, компенсация затрат на проведение энергоаудита и реализацию программ по энергосбережению, компенсация затрат субъектов малого предпринимательства на доставку продовольственных товаров в отдаленные населенные пункты области, компенсацию затрат на участие в выставках и ярмарках. Активно работает Магаданский региональный фонд содействия развитию малого предпринимательства, учрежденный региональными органами власти для оказания консультационной и финансовой поддержки малого предпринимательства.
В рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области» на 2014-2020 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы» в 2015 году оказана поддержка 96 субъектам предпринимательства в сумме 48,8 млн. рублей. Итогами финансовой поддержки, оказанной в 2015 году стали: 123 созданных рабочих мест и 1594 сохраненных.

Одним из факторов, повышающих инвестиционную привлекательность региона, является Особая экономическая зона. 23 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», который предусматривает продление срока действия Особой экономической зоны в Магаданской области до 2025 года, а также переходные положения сроком на 6 лет для участников ОЭЗ, зарегистрированных в реестре до 31 декабря 2014 года.
23 ноября 2015 г. Президентом Российской Федерации подписан закон № 321-ФЗ, устанавливающий налоговый режим для организаций – участников Особой экономической зоны в Магаданской области.
Особый правовой режим хозяйственной деятельности предполагает действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны и особого налогового режима. В соответствии с льготным таможенным режимом иностранные товары ввозятся, размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Данное положение не распространяется на подакцизные товары. На остальной территории Магаданской области, за пределами границ ОЭЗ, импортные товары могут использоваться для собственных производственных нужд. Под собственными производственными нуждами понимается добыча полезных ископаемых, производство, строительство, оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа. 
Дальнейшее развитие деятельности Особой экономической зоны в Магаданской области позволит развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру на Дальнем Востоке, создаст условия для развития бизнеса, а также повысит инвестиционную привлекательность Дальневосточного региона в целом. 
Режим Особой экономической зоны направлен не только на поддержку отдельных крупных промышленных инвестиционных проектов, но и на развитие сферы услуг, строительства, торговли, социальной сферы, ограничение роста цен. На настоящий момент это единственный действующий механизм, позволяющий создать правовое пространство для развития всех отраслей экономики региона в комплексе, приблизить условия их хозяйствования к среднероссийским, компенсировать высокие транспортные и энергетические издержки, повысить уровень и качество жизни населения.

 

Дата публикации: 02.03.2016 16:45


Развернуть Свернуть